Паралимпийские игры – это увлекательно и крайне интересно. Они олицетворяют силу и целеустремленность людей, которые, несмотря на ограниченные возможности, не сдаются и ведут активный образ жизни, ежедневно одерживая победу над собой. Одним из популярных паралимписких видов спорта в данной сфере являются гонки на колясках. Технологии далеко ушли вперед, но атлеты до сих пор используют совершенно некомфортные конструкции на базе сварного алюминия и массивные перчатки.
Модернизацией гоночных колясок решила заняться компания BMW. Опору она сделала на технологии, используемые для производства спортивных велосипедов и саней для бобслея. Важнейшую роль в производстве и разработке новых колясок сыграли 3D технологии, а если говорить точнее, то 3D сканирование, 3D моделирование и 3D печать.
Большинство современных гоночных колясок выполнены на базе рамы из сварных алюминиевых труб. Они отличаются легкостью, но характеризуются недостаточной прочностью и жесткостью. Коляски оснащаются стандартными сиденьями, которые каждый атлет приспосабливает под себя при помощи самодельных ремней и подушек. Также огромную роль играют перчатки, которые защищают руки атлетов в ходе контакта с вращающимися колесами коляски. Сейчас их делают из пластика, который сначала сидит на руках хорошо, но во время гонки он быстро теряет форму, так как испытывает высокие нагрузки. Как результат снижается не только удобство, но и степень защиты.
Баварская компания BMW занялась производством аэродинамичных углепластиковых колясок для шести американских паралимпийцев. Автогигант подключил своих дизайнеров к работе, которые в первую очередь выделили проблемы и решили подключить 3D технологии. Сначала специалисты получили 3D сканы тех колясок, которые сейчас используют спортсмены. Затем они протестировали 3D модели на симуляторах. Это позволило получить данные о фактических параметрах аэродинамики и определиться с тем, какие усовершенствования требуются.
Дизайнеры решили перейти от алюминиевой конструкции к углепластиковой. Композиты на основе углеволокна известны своей прочностью и малым весом. Поэтому их широко используют в производстве спортивных велосипедов. А так как они доказали свою эффективность, то дизайнеры BMW решили внедрить углеволокно и в гоночные коляски.
На основании полученных данных специалисты приступили к редизайну. В работе они опирались на три фактора: аэродинамика, прочность шасси и кастомизация сидений. В результате удалось сконструировать трехколесную коляску с минималистичным дизайном. Внешне коляска сильно отличается от привычных, но в этом и заключалась задумка дизайнеров BMW, которые, по словам Бреда Краччиола, руководителя проекта, стремились к тому, чтобы коляска стала органичным продолжением атлета.
В первую очередь специалисты постарались сделать коляску максимально компактной и оптимизировать передачу энергии от спортсмена колесам. Когда шасси изгибается, часть энергии, направленной на движение, утрачивается. Алюминий – это материал, который очень быстро устает и теряет свою первоначальную форму, а если ее возвращают, то материал, и как следствие вся конструкция, становится менее прочным. А если шасси прочное, то колеса не отклоняются от оси. По словам специалистов, важно добиться баланса между изменениями аэродинамики, снижением веса, повышением прочности и жесткости конструкции.
Используя 3D сканы, сотрудники BMW сумели подогнать разработанный дизайн под индивидуальные особенности атлетов. Получаются кастомизированные коляски, в которых гонщики куда надежнее удерживаются в седле. Да и комфорт, и удобство в таких колясках более высокие, не говоря уже о повышенной эффективности передачи энергии от атлета колесам.
На играх 2012 года уже использовались коляски с кастомизированными сидениями, напечатанными на 3D принтере. И этот опыт был оценен как положительный.
Неоценимую помощь в создании уникальных колясок оказал Джош Джордж, являющийся шестикратным чемпионом мира и золотым медалистом паралимпийских игр. Именно ему предстоит тренироваться и участвовать в соревнованиях на данной коляске в Рио-де-Жанейро.
В разработке гоночных колясок компания BMW принимала участие впервые. Хотя специалисты автогиганта уже участвовали в разработке бобслейных саней, которые помогли спортсменам завоевать серебро и бронзу на олимпиаде в Сочи. Специалисты BMW не остановились на гоночных колясках, они разработали еще и перчатки.
Когда гонки на колясках еще только зарождались как спорт, использовались кожаные перчатки, которые не только быстро изнашивались, но и не предотвращали появление мозолей и ожогов. Позднее стали использовать литой пластик. Но и такие перчатки быстро изнашиваются и трескаются.
В BMW использовали 3D сканирование, в результате чего удалось получить объемное изображение рук спортсменов. На основании сканов специалисты изготовили кастомизированные перчатки высокой прочности, вес которых был в три раза меньше, чем стандартных.
Колясочница Ариэль Росин, студентка Университета Иллинойса, разработала 3D печатные перчатки. Они печатаются на 3D принтере MakerBot и их основные качества: прочность, малый вес, а также низкая цена — они обходятся в несколько долларов.
Продвинутая экипировка не гарантирует победу. Однако специалисты BMW надеются, что разработанные коляски приблизят паралимпийцев к медалям. Основное бремя все равно лежит на атлетах. Как отметили в BMW, колясочники – это просто необыкновенные ребята, и им хотелось бы снабдить их такой экипировкой, которая бы соответствовала их способностям, целеустремленности и талантам.