Пальмира была освобождена на очень короткий срок. Буквально спустя шесть месяцев город снова попал под натиск боевиков ИГИЛа. Но даже за этот короткий срок историкам и археологам удалось вывезти (читай спасти) бесценные артефакты.
Сначала объекты культурного наследия вывезли в Бейрут, откуда они на самолете были отправлены в Рим. Многие из артефактов были сильно изуродованы, чем ученые были сильно огорчены. Но сдаваться они не собираются. Специалисты ICR (Итальянский институт консервации и реставрации) собираются использовать 3D сканирование и 3D печать, чтобы восстановить изначальный облик уникальных античных артефактов.
Яркий пример – барельеф «Юноши из Пальмиры», который можно увидеть на иллюстрации. При помощи 3D сканера барельеф был оцифрован. Затем в специальной программе была смоделирована недостающая часть лица путем зеркального отображения его правой половины. На 3D принтере недостающая деталь, словно протез, была напечатана и установлена при помощи маленьких магнитов. Сделано это для того, чтобы при необходимости можно было снять «протез», и поменять его на оригинальный осколок, если вдруг посчастливится его найти.
Чтобы вставки органично вливались и не выделялись на фоне оригинального камня, их покрывают тончайшим слоем каменой пыли.
По словам Жизеллы Каппони, директора ICR, это великая честь участвовать при восстановлении уникальнейших исторических артефактов, которые были изуродованы боевиками ИГИЛ. А современные технологии служат на благо. Помогая восстанавливать предметы искусства, которые стали жертвой жестокой войны.
Есть известная фраза — искусство требует жертв. Но в современной Сирии это утверждение становится зловещим. Специалисты музея посвятили свои труды Халеду Аль-Асаду. Это куратор, который в свои 82 года отказался покидать Пальмиру, захваченную боевиками. Именно он сумел спрятать ряд ценнейших артефактов и не выдал расположение тайника боевикам. За это ему пришлось поплатиться собственной жизнью. Боевики не довольствовались смертью и на этом не остановились. На обезглавленное тело куратора повесили табличку со словами «директор идолопоклонничества».